ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ: КАК БЫТЬ? (к вопросу об особенностях детского характера)

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ДЕТИ: КАК БЫТЬ?  (к вопросу об особенностях детского характера)

Если спросить родителей, каковы их дети, практически каждый ответит, что его ребенок — самый лучший, умный, красивый и т.д.

Казалось бы, это внешне идеальная картинка детско-родительских отношений никогда не омрачается негативными эмоциями. Однако на фоне (мы надеемся) безусловной родительской любви к детям в повседневной жизни существует огромное количество требований, правил, условий по отношению к ним, которые не всегда выполняются детьми в силу их индивидуальных особенностей, личностных свойств и качеств, собственного восприятия окружающей действительности.

Соответственно, это приводит к недовольству, раздражению, гневу и даже агрессии со стороны родителей, что также возникает практически в каждой семье.

С целью формирования навыков эффективного детско-родительского общения попробуем разобраться, какие типы детской личности существуют, и как родителям общаться с детьми в зависимости от их психологических особенностей.

Сверхактивный ребенок: открыт, энергичен, разговорчив, стремится к самостоятельности и инициативе, гибок, переменчив в намерениях, непостоянен, нетерпелив, бесцеремонен.

Ошибки родителей: ограничивать активность; одергивать, бесконечно делать замечания, наказывать.

Что делать:

1. Принимать и любить ребенка таким, каков он есть.

2. Понять, что энергичность и активность — это хорошо и правильно!

3. Заменять «отрицательные» оценки поведения ребенка на альтернативные, «положительные».

4. Направить энергию ребенка в нужное, полезное русло (спорт, хобби, домашние дела и т.д.) .

5. Четкий режим дня, при этом строгий отбор «общественных мероприятий».

6. Наблюдая за ребенком, определить у него особые факторы, на которые он наиболее бурно реагирует. Как можно меньше допускать их в распорядок дня ребенка.

7. Учить его самоконтролю и методам позитивного выхода энергии.

8. Решить со специалистами вопрос о возможной «гиперактивности» (как диагнозе) ребенка (для коррекционных упражнений) .

Замкнутый ребенок: погружен в себя, молчалив, скрытен, «белая ворона» в коллективе сверстников, не понимает чувств других, страдает крупная моторика, хорошо развита мелкая моторика, живут в мире схем, формул, знаков.

Ошибки родителей: торопить, заставлять, настаивать на своем; вступать в спор; грубо вторгаться в личное пространство ребенка, настойчиво приставать с расспросами; сравнивать с другими, более открытыми детьми, приводить их в пример.

Что делать:

1. Принимать и любить ребенка таким, каков он есть.

2. Обеспечить предсказуемость во всем! Четкий режим дня и понимаемый, комфортный для данного ребенка мир. Нужно смириться с этим.

3. Аккуратно относиться к смене деятельности и круга общения ребенка. Не нужно подгонять его в этом, но, наоборот, давать время для адаптации и оказывать ему помощь в новых знакомствах.

4. Вместо многочисленных разговоров иногда лучше выдержать паузу, немного помолчать и просто побыть рядом с ребенком, так он лучше пойдет на контакт и раскроется.

Напряженный ребенок: основателен, упорядочен в вещах, делах и занятиях, требователен, властолюбив, эгоцентричен, при несоблюдении правил со стороны других бывает обидчив, конфликтен, агрессивен.

Ошибки родителей: спорить с ребенком, отстаивая свою точку зрения; потакать всем желаниям ребенка; ограничивать его от участия в общем деле.

Что делать:

1. Принимать и любить ребенка таким, каков он есть.

2. Развивать и поощрять положительные стороны: энергию, упорство, трудолюбие, по возможности сглаживая отрицательные проявления.

3. Поддерживать ребенка во всех начинаниях, развивать его интересы, делая акцент на полезной деятельности.

4. Поручать «ответственные дела» дома и в школе.

5. Учить ребенка заботиться об окружающих, поручая ему заботу о младших и слабых.

6. Учить контролировать импульсивные реакции.

7. В общении важна «спокойная твердость» (или «мягкая сила») .

Тревожный ребенок: чувствителен, раним, застенчив, эмоционально отзывчив, ведомый в общении, мнителен, имеет невысокую самооценку.

Ошибки родителей: не прислушиваться к ребенку, думая, что это капризы по пустякам; заставлять делать то, от чего он отказывается; публично осуждать, порицать; предъявлять завышенные ожидания.

Что делать:

1. Принимать и любить ребенка таким, каков он есть.

2. Не убеждать ребенка, что ЭТО ему просто кажется.

3. Организовать пространство и распорядок жизни ребенка более или менее щадящим образом (исключить из жизни сильные раздражители) + эмоциональное тепло, поддержка.

3. Научиться распознавать признаки надвигающегося взрыва.

4. Учить распознавать симптомы чувственной «перегрузки» и справляться с ситуацией.

5. Развивать словарный запас ребенка, чтобы он мог выразить свои чувства словами.

Демонстративный ребенок: эгоцентричен, стремится быть в центре внимания, демонстративен в поведении, общителен, капризен.

Ошибки родителей: излишние похвала и поощрение, восприятие ребенка «кумиром семьи»; уступки плачу, крикам, истерикам; лишение внимания, игнорирование действий.

Что делать:

1. Принимать и любить ребенка таким, каков он есть.

2. Хвалить исключительно за достижения, за полученный результат (дозированная похвала) .

3. Уделять внимание ребенку, так ему необходимое.

4. Обращать внимание ребенка на других людей, их мысли и чувства.

Социальный ребенок: консервативен, правилен в поведении, подчиняется большинству голосов, «удобный ребенок»: делает так, как говорят.

Ошибки родителей: навязывать оригинальные идеи, мысли, действия; игнорировать «правильное» поведение; ругать, кричать, одергивать.

Что делать:

1. Принимать и любить ребенка таким, каков он есть.

2. Давать возможность и время адаптироваться к новому.

3. Поддерживать в новых начинаниях, развивать творчество.

Внимательные родители, учитывающие в общении особенности личности своего ребенка, умеют правильно поступить в любой (даже самой трудной и непредсказуемой) ситуации, оставаясь спокойными, рассудительными и одновременно понимающими, любящими.

В таких отношениях растут счастливые дети. Счастья Вам и Вашим детям!!!

Автор: Тамара Фирсова, психолог ЦДН "Счастливые Детки"

561
Добавьте в соц. сети:
Cохраните в закладках:
См. также:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Читая информацию портала, а также публикуя Ваши высказывания в виде комментариев или отзывов, помните, что ИСТИНА всегда  нахо­дится в развитии. Оставьте себе место для роста в том, что Вы говорите, и высказывайте свою ИСТИНУ в таком виде, который позволит другим придерживаться их ИСТИНЫ. Уважайте все оттенки ИСТИНЫ, как бы сильно они ни отличались от Ваших любимых оттенков. Помните: спор возможен лишь в той иллюзорной полярности, в которой мы живем. Авторы портала приносят свои извинения всем тем, чью ИСТИНУ они  «задели»…


Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш адрес:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть








© 2013—2018 «Такая... сякая», г. Самара.
Использование материалов, опубликованных на портале, запрещено правообладателем!
Размещение рекламы на сайте | Обратная связь