«Выравниваем» свою женскую сущность с помощью народной куклы…

«Выравниваем» свою женскую сущность с помощью народной куклы…

(Интервью с организатором Клуба самарских рукодельниц Ириной Аракчеевой)

Такая: Ирина, расскажите каких необычных кукол Вы учите делать?

Ирина: Это народные куклы, куклы, которые делали наши предки. Наверное, как только появились первые женщины, а у них дети, которым надо было чем-то заниматься, и как только появились первые тряпочки, или что-то похожее, с тех пор они и существуют.

Такая: Из чего и как, по каким правилам делаются эти куклы?

Ирина: Народные куклы делаются только из натуральной ткани. Которую наши предки не резали (у них и ножниц-то не было), а рвали. Но большинство современных тканей порвать или невозможно, или очень-очень трудно. Да и многие сейчас не понимают — как это у куклы юбка не ровная, а вся размохрившаяся. Поэтому ткань мы сейчас все же режем или надрезаем, чтобы потом разорвать. Хотя тем, кто делает куклу не для красоты, а со смыслом, я все же советуют придерживаться правил наших предков и рвать ткань.

Ткани у народных кукол не сшиваются, а закручиваюся определенным способом красными или белыми нитками — шерстяными, мулине, ирис. Белые используюся гораздо реже, чем красные. Закручиваются нитки по солнцу, то есть по часовой стрелке. По солнцу — потому что именно так зарождается жизнь. Закручиваются на четное количество оборотов, завязываются на четное количество узлов. Отрезаются ножницами, хотя предки наши их просто перегрызали. Ножницы при изготовлении кукол обязательно должны быть у каждого свои. Также лучше всего кукол делать не на столе, а на коленях. За стол садится много людей, у каждого своя энергетика, свои проблемы, свои мысли. А колени — наше личное пространство.

Такая: Почему именно так, а не иначе?

Ирина: Потому что каждая народная кукла делается со смыслом. Сейчас люди ходят к психологам, на разные тренинги, а вот наши предки были гораздо более «крутыми» психологами.

Народных кукол женщины начинают делать не просто так. К этому приходят в тот момент, когда нужно что-то изменить в жизни. Причем женщина может и не осознавать это, а просто чувствовать интуитивно. Часто женщины хотят делать только каких-то определенных кукол: для дома, для себя, для детей. И, сделав их, уходят. Как будто выполнили какую-то миссию. Других же этот огромный пласт народной культуры затягивает, и они хотят сделать все-все, потому что стало интересно.

А бывает, что женщине настолько нужно сделать куклу, что она подсознательно знает ее название. Одна из моих учениц как-то робко поинтересовалась на занятии — а нельзя ли нам в следующий раз сделать берегиню дома. И очень удивилась, что существует кукла именно с таким названием

Делая народные куклы, мы выравниваем нашу женскую сущность.

Мое интересное наблюдение — если у какой-то женщины проблемы со здоровьем, например с грудью или она просто недовольна ее размером — она, когда делает куклу, не может скрутить грудь. Очень тяжело ей это дается. Если женщина, не умеет ничего делать руками — она долго делает кукле руки. Если в голове тяжелые мысли, депрессия у женщины, она не может завязать платочек кукле или справиться с ее волосами. А делая куклу, женщина выравнивает свою проблему, убирает ее из своей жизни. И куклы у них потом получаются ровнее и ровнее, и крутятся они все легче и легче.

К тому же, наши мастер-классы, это не уроки труда. Они больше похожи на задушевные посиделки. Мы пьем чай, разговариваем, делимся своими проблемами. Выговорился и легче стало. Вот такая получается женская психотерапия.

Такая: Где брать материал для куклы?

Ирина: Я так говорю своим ученицам: я могу дать вам все — и ткань, и нитки. Но то — мое. А кукла должна быть ваша, с вашей энергетикой. Поэтому хотя бы какая-то часть в ней должна быть от вас.

Такая: То есть Вы говорите что надо, и женщина сама подбирает материалы для куклы? Это можно купить?

Ирина: Да, именно так. Можно и купить, но лучше достать из шкафов старые халатики, простыни, пеленки или запасы бабушкиных отрезов. Из этих тканей получаются самые лучшие куклы.

Еще для народных кукол нужны березовые поленца, береста и картон. Из картона делается скрутка — тулово (туловище) куклы. Наши предки крутили его из бересты. Но сейчас найти такой кусок бересты практически невозможно. Поэтому у кукольниц существует негласное соглашение: береза — дерево, картон тоже сделан из дерева, поэтому может ее заменить. Только картон должен быть однотонным, без надписей и рисунков.

Береза — это основное дерево, которое используется при изготовлении кукол, так как береза у славян была символом жизни. В некоторых куклах использовался орешник как символ богатства. Но не другие деревья и уж ни в коем случае ни осина — дерево смерти.

Еще одно обязательное правило — куклу обязательно нужно сделать за один раз. Бросать ни в коем случае нельзя. Кукольницы на это говорят так: «Детей же вы тоже за один раз делаете. А народная кукла — тот же ребенок».

Такая: Сколько времени нужно, чтобы сделать такую куклу неподготовленному человеку?

Ирина: Часа два минимум.

Такая: Как Вы этим начали заниматься? Почему? Вы так любите кукол?

Ирина: Как-то раз, просматривая новости, я наткнулась на объявление, что в музее Алабина будут проходить мастер-классы по народным куклам. Я совершенно не знала что это такое. Но в голове что-то щелкнуло — «Мне туда надо».

И после этого моя жизнь очень изменилась. И именно в ту сторону, в какую я хотела.

Вначале было тяжело, казалось бы, если женщина умеет шить и вышивать крестиком — все получится. Но в народных куклах столько всяких премудростей! Это сложно, особенно для новичков. Зато когда ты сделаешь куклу — испытываешь такую приятную усталость как после большого хорошего дела.

Вы знаете, обычных кукол я не люблю и даже немного побаиваюсь. У многих из них лица злые. А народной кукле ты делаешь лицо сам. Ты ей не рисуешь ни губы, ни нос, ни рот. Просто повязываешь платок и все — вот оно, лицо, само появляется.

Народные куклы никогда не бывают похожими. Вот будут сидеть за столом пять девушек, одновременно из одинаковой ткани делать одну и ту же куклу. И в результате получится пять совершенно разных, внешне и характером похожих на своих хозяек. У маленьких и хрупких — маленькие, у больших — большие.

А еще эти куклы очень теплые. Свою куклу всегда хочется гладить. Сделаешь и прижимаешь к себе — обращаешься с ней как с ребенком.

Такая: Ваши куклы и пахнут как маленькие дети. Я чувствую от них запах грудных детей.

Ирина: У наших клиенток после таких кукол уже три ребенка родились)

Да и детки очень любят такие куклы. На выставках дети подходят и гладят их бережно руками.

Такая: А какие вообще бывают куклы?

Ирина: Все куклы делятся на пальчиковые, с ладошку и локтевые. У кукол-девочек есть ножки, а у кукол-женщин юбка в пол.

Условно народные куклы можно разделить на «мамкины» куклы и куклы «по случаю». Все они обережные, но «мамкины куклы» делались на каждый этап жизни женщины, от самого ее рождения.

Например, как только девочка становилась девушкой, то есть у нее приходили месячные, она делала куклу Капустку.

Эту куклу носили с собой в корзинке для рукоделия или ставили на окно как знак того, что в этот дом уже можно засылать сватов. По этой же кукле гадали. Девушки на своих посиделках ставили своих кукол в круг и начинали стучать по столу. Если кукла падала внутрь — останешься дома, если наружу — выйдешь в этом году замуж. Смотрели и кукле на грудь. Если груди разные, дети будут погодками. А окружающие по аккуратности сделанной куклы, судили о том, какая девушка будет хозяйка.

Далее делали куклу на удачный выход замуж. Это практически единственная кукла без рук. Этакий яркий фаллический символ. Твердое (мужское) берестяное поленце в мягко (женской) тканевой скрутке.

Куклу для удачного брака делали не только девушкам, но и парням. Например, если он никак не хотел жениться, или невеста все не попадалась. Тогда мама делали ему Женку.



Скромная, из неброских тканей, с лялькой в руках — намек на продолжение рода. Единственное ее украшение — плат, подарок невестке от будущей свекрови. Отдавала ее мама сыну со словами — хочу вот такую же невестку, скромную, работящую, плодовитую.

Далее в каких-то местностях до свадьбы, в каких-то во время свадьбы, невеста делала Славутницу.

От слова — «слава», это кукла славящая невесту. Это прообраз тех кукол, которых сейчас сажают на капот машины. Яркая, праздничная, в красных одеждах, с косой, в монистах из заморских шелков, подчеркивающих достаток семьи. Эту куклу во время свадьбы ставили на поднос, куда складывали подарки молодым. Считалось, чем красивее кукла, тем красивее сама невеста.

А в подарок молодым делали Неразлучников.

Парную куклу — муж и жена на одной руке, у них же теперь все общее и они единое целое. Жена, как хозяйка дома, крепко к этой руке привязана. А муж — добытчик, который должен ходить на заработки, прикреплен так, чтобы мог двигаться. Сейчас таких кукол дарят на любую годовщину свадьбы.

После свадьбы главной задачей молодых было родить ребенка. И чтобы люди от этого не отвлекали, делали вот такую Толстушку-костромушку.



Это кукла-подросток, замуж же тогда выходили рано. Немного нескладная, с тонкими ножками, наметившейся, но еще не оформившейся грудью, с двумя косами, указывающими на принадлежность к двум родам — своему и роду мужа), в короткой юбке. Между ног у нее незашитая куночка, где лежали 8 овечьих лепешек. Ее сажали так, чтобы эту куночку было видно. И когда приходили гости, то они понимали, что здесь люди заняты делом и не надо им мешать)) После рождения первого ребенка куклу отдавали ему играть.



Если у девушки были проблемы с зачатием, ей делали куклу на беременность.

Эту куклу девушка могла делать сама, чтобы загадать пол будущего ребенка или ее делала старшая женщина в семье. В этой кукле очень много красного — обережного — цвета: и голова покрыта красным платком, и грудь красная, и юбка нижняя тоже. То есть все основные части тела женщины надежно укрыты от злого духа. Из бересты этой кукле делали животик. Сверху он прикрыт красным обережным крестом. А внутри выстлан белой тканью, красной — так наши предки вопроизводили строение женской матки. А внутри — два детеныша — девочка и мальчик. Ели один — если женщина делала эту куклу с целью родить ребенка определенного пола.

Кстати, у меня после того, как я сделала такую куклу, родился второй долгожданный сын.

Для женщин детородного возраста делали еще и куклу с названием Символ материнства. Эта кукла — замужняя женщина, у которой уже есть один ребенок — он держится за ее юбку. И она беременна вторым — на это указывают куклы-куватки, привязанные к ее поясу.

Как только женщина узнавала о своей беременности, она делала вот такую простенькую Родовую куклу и клала ее в укромное место.

Это был ее оберег на все время беременности, кукла, которая забирала все страхи, все проблемы, с которой женщина не чувствовала себя одинокой.

За две недели до предполагаемой даты родов наши предки делали ребенку колыбельку. И чтобы колыбель не стояла пустой, и, соответственно, в нее не пробрался злой дух, туда клали Берегиню колыбели. Делали ее на тканевой скрутке, очень-очень плотной, чтобы никакой злой дух к кукле не подобрался. После родов, когда она уже выполнила свою миссию, куклу отдавали играть ребенку.

В момент родов женщина тоже была занята куклами. Первых она делала Куваток.

Ярких-ярких маленьких куклят из неповторяющей ткани. Их должно быть нечетное количество — 3, 5, 7, 9 и т.д. Потом куклята подвешивались на красных крученых нитках, собранных воедино, над кроваткой малыша и охраняли его от дурного глаза, своей яркостью привлекая к себе внимание. Это была и отличная игрушка для ребенка: яркая, безопасная, экологичная, пропитанная доброй маминой энергией.

Между самими схватками женщина должна была сделать еще и двенадцать кукол-пеленашек. Их также клали в колыбельку ребенку, как оберег. А затем ее давали малышу как игрушку.

Такая: Почему именно 12?

Ирина: На каждый месяц первого года жизни ребенка. Больше месяца такая кукла не выживала — ребенок ее разбирал. А не сделаешь, поленишься, останется ребенок без игрушки, потом-то их уже делать некогда будет. Так что нашим пра-пра-прабабушкам некогда было жаловаться и жалеть себя во время родов. Они делом были заняты. Ну и конечно же сам процесс отвлекал от боли.Выдохнула — скрутила куклу, и так и далее…

Все знают, что у новорожденных малышей болит животик. Современные мамы гладят пеленочку и кладут ее грудничку на животик для облегчения боли. А наши предки и для этого случая делали особую куклу — Куклу от колик. Хранили ее на печке в самом теплом месте. Мало того, что она хорошо греет животик, да еще с ней играть приятно з юбочку можно потеребить, за косу подергать. Так ребеночек еще и отвлекался. Кстати, говорят, что эта кукла отлично помогает при болезненных месячных.

А самой роженице старшая женщина в семье делала куклу Кормилку. Несуразную на взгляд современного человека куклу с четырнадцатью грудями — по паре на каждый день, чтобы у мамочки всегда молоко было. На мой взгляд, это очень хорошая забота о только что родившей женщине.

Как только ребеночек подрастал и начинал делать первые шаги, ему делали Нянюшку. Маленькую куклу, которая могла поместиться в детской ладошке. Куколку вешали ребенку на шею, чтобы этот оберег был всегда с ним.

А свои детские страхи малыш доверял вот такому Пасхальному зайчику.

Другое название этой куклы — Зайчик-на-пальчик. В нем взрослые дарили друг другу пасхальные яйца, а потом отдавали детям. И говорили при этом: «Зайчик у нас кто? Трусишка. Вот пусть он за тебя и боится»

На куклах объясняли детям и картину мира. Для этого делали кукол-сестричек.

Таких же маленьких как Куваток, только совершенно одинаковых. И также нечетное количество — три, пять, семь и т.д. Их привязывали к красной нитке на одинаковом расстоянии друг от друга. И мама объясняла малышу: вот так же и вы все для меня одинаковы, я всех вас одинаково люблю.

Повзрослевшим деткам делали специальных игровых кукол. Но тоже не просто так, а со смыслом.

Например, вот такая игрушка для мальчика — Куклак.

На Руси были распространены кулачные бои. Дались на них не в шутку, а всерьез. Детей, естественно, на них не пускали, а им конечно хотелось. Поэтому взамен кулачных боев мальчишки дрались на Куклаках. Удары его болезненные — в кулаках куклы орешки или камешки. Так дети понимали, что драка — это не игра. А в процессе игры развивали меткость. Ударами Куклака нужно было сбить, например, шапку.

Мальчикам, когда они первый раз выходили пасти стадо, это было лет в 6, давали с собой вот такого Пастушка. Он был ему и оберегом и игрушкой.

Делали куклы и для девочек. Например, вот такую Тульско-вятскую завертка с ножками. Или Куколку на счастье — маленькую девочку с длинной косой, смотрящей вверх.

Есть кукла на исполнение желаний — Званка-желанка. Делали ее на берестяной скрутке, завязанной обережными крестами. Внутрь куклы клали записочку с желанием.

22 декабря, в день Спиридона Солнцеворота (зимнего солнцестояния), делали куклу на поворот судьбы — Спиридона-солнцеворота.

В руках у него колесо-солнце с девятью лучами. Наши предки верили, что как солнце поворачивает зиму на лето, так и Спиридон способен изменить судьбу.

Переезжая в новый дом, делали Домовушку на бересте. Клали ее за наличник, чтобы она охраняла дом от всего злого.

У замужних женщин в избе была хранительница очага — Берегиня дома.

Ставили ее в красный угол на самое видное место, так, чтобы она могла наблюдать за всеми. Интересно, что именно ей, а не жене, муж должен был высказывать свои претензии: «Что ж ты Берегиня, за домом и моей хозяйкой не приглядела, она ведь щи не доварила, пол не подмела… » Вот и не разгорелся скандал: муж высказался, успокоился, а умная жена все к сведению приняла.

Главным украшением пасхального стола была кукла Пасха.

Делалась она из красных тканей разных оттенков, лицо обвязано обережным крестом из золотых нитей. За поясом у куклы веточка вербы — первого дерева, которое расцветает весной, с узелком, в котором монетка, зерно и шерсть — на богатство и достаток в доме.

Весной, в день первого сева, делали куклу Птица-радость.

Считалось, что если в этот день на поле на девушку сядет птица, то год будет удачным для всего ее рода. Кукла эта и есть девушка, на которую села птица — у нее платочек птицей повязан, и на одежде семь маленьких птичек.

А для сохранения урожая делали Крупеничку.

Основа ее — мешочек, в который отобраны самые лучшие, самые крупные зерна, которые следующей весной первыми бросали в землю. Зерна эти сначала давали поиграть детям, чтобы они пропитались чистой хорошей детской энергетикой, а потом зашивали в мешочек, который обряжали в женщину. Ставили крупничку высоко-высоко, чтобы до нее не могли добраться мыши. В пару Крупеничке делали Богача.

На самом деле у наших предков куклы были на каждый случай жизни. Для заболевших — Травница, наполненная целебной травой. Для путешественников — Подорожница… Для мамочек — Материнство, Символ материнства, Женка

Такая: Ирина, а где Вы учились делать такие куклы?

Ирина: Настоящих мастеров-кукольниц можно, пожалуй, пересчитать по пальцам. После революции все они подвергались гонениям, куклы — это мещанство, отвлекающее от единственно правильной идеологии. Поэтому многие знания о народных куклах были попросту утеряны. Но есть сейчас люди, которые по мере сил восстанавливают эти традиции. Мне посчастливилось учиться у одной из них — Татьяны Александровны Дейс.

Такая: А как проходит обучение у вас?

Ирина: Как мастер-класс. Индивидуальный или групповой. А может быть и выездной корпоративный. Многие крупные компании любят заказывать такие мастер-классы для своих сотрудников. И вы знаете, как меняются лица уставших после работы людей, когда они своими руками делают куклу!

Такая: Где Вас можно найти нашим потенциальным кукольницам? Где можно поучиться?

Ирина: в нашем Клубе самарских рукодельниц на Партизанской, 19, оф. 422. Объявления о мастер-классах мы вывешиваем на главной странице нашего сайта. Записываться на них нужно по телефону — 8-9272-005-095. Так что добро пожаловать!

Такая:

PS: Увлекаясь много лет эзотерикой, могу сказать что явно прослеживается в этой кукольной теме. Во-первых, через обряды, проводимые веками, идет мощная родовая (энергетическая) поддержка женщине создающей куклу. Во-вторых, использование узлов, красных ниток и т.д. — есть не что иное, как варианты применения женской магии в деле. В третьих, как мы уже писали, через руки женщины происходит ее очищение (энергетическое). В четвертых, проецируя на образ куклы свое внутреннее «я» и свою энергию, у женщины налаживается контакт со своим духом, который в свою очередь всегда готов помочь нам в решении наших проблем, поэтому то, что женщина «выравнивает» свою сущность не никаких сомнений. Изготовление такой куклы — это чисто магический древний обряд. Передача древних сакральных знаний на Руси от женщины к женщине по роду, было утеряно много лет назад, а теперь благодаря таким рукодельницам как Ирина, возрождаются в нашей реальности.

Автор: Такая.

6279
Добавьте в соц. сети:
Cохраните в закладках:
См. также:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Читая информацию портала, а также публикуя Ваши высказывания в виде комментариев или отзывов, помните, что ИСТИНА всегда  нахо­дится в развитии. Оставьте себе место для роста в том, что Вы говорите, и высказывайте свою ИСТИНУ в таком виде, который позволит другим придерживаться их ИСТИНЫ. Уважайте все оттенки ИСТИНЫ, как бы сильно они ни отличались от Ваших любимых оттенков. Помните: спор возможен лишь в той иллюзорной полярности, в которой мы живем. Авторы портала приносят свои извинения всем тем, чью ИСТИНУ они  «задели»…


Ваше имя: Ваш email:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть




© 2013—2022 «Такая... сякая», г. Самара.
Использование материалов, опубликованных на портале, запрещено правообладателем!
Размещение рекламы на сайте | Обратная связь