«НЕ ХОЧУ В САДИК!»

«НЕ ХОЧУ В САДИК!»

Имея большой опыт работы с детьми, могу с уверенностью сказать, я не видела ни одного ребенка, который бы принял детский сад спокойно.

Чаще всего время, пока ребенок привыкает к саду, очень болезненное для него. Много разных чувств посещает и взрослых — мам, пап, бабушек, дедушек. Малыш может отказываться от еды, сна, не желать общаться со сверстниками и взрослыми, у него пропадает желание играть. Могут вернуться привычки, от которых он, казалось бы, давно избавился: например, малыш может вновь начать сосать палец, грызть ногти. А момент расставания с мамой, когда малыш остается в детском саду — это настоящая душераздирающая трагедия. И это еще самый мягкий вариант адаптации. Где же искать причины такого поведения?

СТРАХ РАССТАВАНИЯ

Я задала вопрос своей дочери 7 лет: почему дети плачут, когда начинают ходить в детский сад? И знаете, что она ответила? «Мы боимся, что за нами не придут!» И я с ней согласилась. Впервые страхи, связанные с расставанием с мамой, возникают у малыша месяцев в 8–9, когда малыш начинает ползать. И это не случайно. Чем более независим становится ребенок в своих действиях, поступках, речи, освоении пространства, тем более он начинает чувствовать свою зависимость от мамы. Мамочка такая теплая, родная, мягкая становится для малыша надежным тылом, «подстраховкой» его благополучия. Он прекрасно понимает, что без неё ему не обойтись. Тревога накрывает ребенка в момент расставания с матерью. Истоки этой тревоги в противоречии: с одной стороны — стремление к независимости, а с другой — желание иметь надежнейшую опору.
И вот, представьте, ситуация: привели малыша в детский сад, где ему всё незнакомо, чужая тетя-воспитатель, незнакомые дети, обстановка. Та паника, которая возникает в душе малыша, вполне понятна. А истерики при расставании с мамой, капризы, упрямство — это лишь внешняя сторона внутренней тревоги малыша: а действительно ли мама за мной придет?

ЧИТАЕТСЯ НА РАССТОЯНИИ

Но это только одна сторона медали. С другой стороны находимся мы, беспокойные мамочки, со своими страхами и сомнениями. «А как он там? А вдруг он плачет? А вдруг его обижают? Зачем мы вообще отдали его в детский сад?! Дома ведь было так хорошо и спокойно. Он (она) всегда был у меня на виду». Материнская тревога так же понятна. Однако наши малыши, наши «кровиночки», на каком-то непостижимом для человеческого понимания уровне считывают наши эмоции и настроения, даже когда мы не рядом с ними. Наши негативные мысли и чувства не придают им уверенности. И, если вы уж решили отдать ребенка, в детский сад, то, по крайней мере, будьте сами уверены в том, что это необходимо. И еще: доверяйте детскому саду. В моей практике был случай, когда мама сначала приводила ребенка в сад. А потом часа два ходила под окошками нашей группы и заглядывала, всё ли в порядке с её доченькой. Как вы думаете, какая была реакция девочки, когда она видела лицо мамы в окне?

МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА

Ну, и третий момент, объясняющий, почему время привыкания детей к детскому саду не проходит безоблачно. Детский сад — это своя суверенная республика: с нормами, устоями, правилами, где всё запланировано, и не всегда так, как хочется ребенку или как он привык. Поэтому «переделывание» стереотипов малыша становится неизбежно. Кто-то из деток спокойно привыкает к новому режиму дня и правилам. А у кого-то возникает бунт, который так же проявляется в плаче, капризах, строптивости, агрессивном поведении и всех уже названных проявлениях. Что же делать?

БЕЗ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКИ

Универсальных советов на каждый случай не существует. Однако есть несколько простых действий, выполняя которые вы поможете ребенку быстрее принять новые правила и адаптироваться к детскому саду.
Итак…

Преодолеть страх расставания )))

Страх при расставании с мамой — нормальный этап взросления маленького человека. Малышу нужно время, чтобы не только знать, но и быть уверенным, что уходя, мама обязательно вернется. Нужно помочь ребенку преодолеть этот страх расставания. Что может стать помощником? Игры. Самые простые и знакомые нам с детства. Например, прятки. Играйте с детьми в прятки с самого раннего возраста. Эта любимая многими детьми игра придаст ему уверенность в мысли: если мама ушла, она обязательно вернётся.
Придумать свой ритуал )))

Совместно с ребенком придумайте и разучите своеобразный «ритуал расставания» — этакий танец из поцелуев, прихлопываний, объятий, подскоков, слов. Это только на первый взгляд действие смешное и бессмысленное. Совсем наоборот. Постепенно у малыша при разыгрывании таких действий в памяти осядет, что вы всегда к нему возвращаетесь после таких прощаний.

Рассказывать сказки )))

Рассказывайте ребенку сказки. Лучше всего самим придумать сказку, где действующий герой — какая-нибудь зверушка (котик, белочка, зайчик и т.д.) — расстается с мамой, родным домом, родным лесом, но потом обязательно с ними встречается. Дело в том, что дети идентифицируют себя с теми героями сказок и историй, которые им симпатичны, и принимают на себя их поведение. Поэтому сказки в вашем исполнении — прекрасный инструмент, который поможет ребенку легче приспособиться к новым условиям.
МАМЕ НА ЗАМЕТКУ

Что еще может помочь адаптироваться ребенку к детскому саду?
Беседы )))

Разговаривайте с малышом о том, что его пугает. Показывайте, как сильно вы его любите и стремитесь понять его опасения.
Говорите с ребенком о том, как вы рады, что он подрос и уже умеет оставаться без мамы, о том, что вы очень любите его и очень-очень скучаете.
Не наказывайте и не кричите на него за капризы. Это всё пройдет, а страх или уйдет (и тогда малыш вырастет самостоятельным, уверенным, стрессоустойчивым) или останется, что не сулит его обладателю ничего хорошего.
Знакомимся заранее )))

Несколько раз до первого посещения придите вместе в группу. Попросите воспитателя провести вам небольшую экскурсию для того, чтобы посмотреть, где малыш будет раздеваться, сидеть за столиком, умываться, ходить в туалет, играть, гулять, познакомьтесь с детками из группы, заинтересуйте новыми игрушками. Чем больше у ребенка информации — тем меньше у него страхов.

Позитивный настрой )))

Когда же наступил момент расставаний, говорите «счастливо», «пока», «до встречи» уверенным, бодрым и спокойным тоном. Если малыш видит, что мама спокойна, то он так же будет уверен, что всё правильно и хорошо.
Поиграем в детский сад )))

Играйте с ребенком в детский сад. Куклы, фигурки из киндер-сюрпризов, любые другие игрушки могут помочь создать атмосферу детсадовской группы, познакомить малыша с основными режимными моментами и правилами сада. Можно даже слепить детский сад и картины из его жизни из пластилина, соленого теста, глины. Такой прием также поможет сформировать у ребенка позитивное отношение к своему предстоящему новому статусу.

- Новое по крошке )))

Когда малыш впервые начал посещать детский сад, не оставляйте его на целый день. В первую неделю лучше приводить малыша на несколько часов (2-4 часа), а затем забирать его домой. Хорошо, если удается дождаться момента, когда ребенок сам захочет остаться подольше в группе.

Климат и другие «мелочи» )))

Создайте дома спокойную бесконфликтную обстановку. Намного сократите время «общения» ребенка с телевизором и компьютером. Щадите его ослабленную моментом адаптации нервную систему. Временно прекратите посещение цирков, театров, кинотеатров. Это создает для ребенка дополнительную эмоциональную нагрузку. Не говорите в присутствии ребенка плохо о детском саде, воспитателях вообще, не пересказывайте «страшные» истории об этом. Не наказывайте ребенка детским садом, забирая его поздно домой. В выходные дни дома постарайтесь кушать, гулять, спать в тоже время, когда это происходит в детском саду. Не стоит выпадать из системы, к которой ребенку нужно приспособиться.
Ну, а дальше всё традиционно: заранее научите ребенка есть молочные каши и пить молоко (по практике знаю, что для многих детей — это непривычная пища), одеваться, раздеваться, вешать свои вещи, кушать, совершать гигиенические процедуры. Спите в обед каждый день в определенное время, а не когда придется. Для воспитателя ваш ответ «Мы никогда не спим в обед» не оправдание. Потому что в саду основа безопасности и благополучия детей — это режим дня и правила.

И главное — доверяйте воспитателю! Уважайте его труд, будьте с ним в контакте, спрашивайте о том, как ваш ребенок себя вел, чем вы можете помочь группе, прислушивайтесь к его рекомендациям. В конце концов вы, как могли, подготовили ребенка к началу посещений детского сада, а как дальше малыш будет себя чувствовать в своем «втором» доме во многом зависит от него, воспитателя.

И самое главное: будьте сами уверены в том, всё будет хорошо! И оно так действительно будет!

Детский психолог

ЦДН «Счастливые детки»

С.С. Кириллова

473
Добавьте в соц. сети:
Cохраните в закладках:
См. также:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Читая информацию портала, а также публикуя Ваши высказывания в виде комментариев или отзывов, помните, что ИСТИНА всегда  нахо­дится в развитии. Оставьте себе место для роста в том, что Вы говорите, и высказывайте свою ИСТИНУ в таком виде, который позволит другим придерживаться их ИСТИНЫ. Уважайте все оттенки ИСТИНЫ, как бы сильно они ни отличались от Ваших любимых оттенков. Помните: спор возможен лишь в той иллюзорной полярности, в которой мы живем. Авторы портала приносят свои извинения всем тем, чью ИСТИНУ они  «задели»…


Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш адрес:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть




© 2013—2022 «Такая... сякая», г. Самара.
Использование материалов, опубликованных на портале, запрещено правообладателем!
Размещение рекламы на сайте | Обратная связь